Пластика души и тела

“Я не могу сидеть дома, смотреть в потолок и висеть на люстре! Я хочу дать людям возможность подзарядиться от высокого искусства!” - так знаменитый балетмейстер Булат АЮХАНОВ прокомментировал свою новую постановку. Премьера балетной оперы “Пиковая дама” в двух действиях прошла в Казахском государственном академическом театре оперы и балета имени Абая.

А перед самой премьерой Булату Газизовичу вручили государственную премию за заслуги в области искусства. Это вторая высокая награда, которую он получил по распоряжению президента Казахстана за последнее время - накануне Дня независимости Аюханов был удостоен ордена “Барыс” 
I степени. Но ко всем своим наградам народный артист Казахской ССР и лауреат Международной Сократовской премии за личный вклад в мировую культуру всегда относился философски.

- Я никак не воспринимаю эти награды. Главное - не хулят, не ругают и дают заниматься творчеством, - заявил Булат Аюханов. - Хотя многие у меня спросили, что это за балет такой - “Пиковая дама”.
И действительно, поставить балет на давно известную и знаменитую на весь мир оперу Петра ЧАЙКОВСКОГО - дело непростое, но выдающийся балетмейстер всегда выдавал нестандартные и грандиозные решения. С этим в очередной раз согласились все зрители, посетившие накануне премьеру “Пиковой дамы” Аюханова и Государственный академический театр танца Республики Казахстан под его управлением. Роль Германа блестяще исполнил дипломант международных конкурсов артистов балета Дияр АКЕНЕВ, графиню станцевала Анна БУРЛОВА, а Лизу - Жанар КУШЕРБАЕВА.
- Балет и опера - это брат и сестра, ведь в балете главное - увидеть звук! - утверждает мастер, на счету которого более 250 постановок. - И я всегда именно этого добиваюсь - чтобы зрители увидели звук на балетной сцене, и танец всегда обязан подчиняться законам голоса.

Главное, что постановщик хотел донести до зрителя, - порыв души человека к жизни, любви и радости. Поэтому концовка его переложения нетленного произведения Пушкина - “Лиза возвращается к Герману, не оставляя его в волнах судьбы”. Именно так рассказывает о своем произведении на сцене Булат Аюханов. А газете “Время” он поведал, что мечтает переложить на язык жеста и поставить отличный балет по операм “Трубадур”, “Травиата” и “Евгений Онегин”, но, по его мнению, это никому не надо. 
- Платят артистам балета мало, и при этом мы все время должны гнуть спину и кого-то благодарить, - возмущается балетмейстер. - Нам ничего не дают из финансов на постановки, и лишь мой звонок лично министру культуры Арыстанбеку МУХАМЕДИУЛЫ помог купить костюмы к новому балету. Я так и сказал ему: “Почему мне ничего не дают, меня душат аудиторскими проверками и мешают ставить “Пиковую даму”!

Но когда премьера состоялась, то все констатировали: плохих постановок у Аюханова не бывает, он всегда современен и прогрессивен. И зритель пребывает в предвкушении новых его произведений.
- Даже не знаю, удастся ли с таким финансированием поставить что-то в следующем сезоне?! Понимаете, я перессорился со всеми чиновниками, которые не понимают, какой тяжелый труд у артиста балета. Видимо, не наше это искусство, не понимаем мы искусство жеста, пластику души и изящество тела. Вот почему мой прогноз о нашем балете в дальнейшем: звезды балета у нас будут, а балета, к сожалению, нет!
Следующий показ спектакля “Пиковая дама” состоится 14 февраля в Алматинском ТЮЗе им. Н. Сац.

Оксана ВАСИЛЕНКО, фото предоставлены Булатом АЮХАНОВЫМ, Алматы